Каталог Товаров
0
Рубрики

Еще относительно недавно автомобили продавали инженеры. Но с ростом конкуренции на рынке за дело всерьез взялись маркетологи. Они не обошли стороной и аккумуляторы. Современные автомобили премиум-класса часто оснащаются дорогими AGM-батареями (Absorbent Glass Mat — аккумуляторы с абсорбирующими стекломатами) с BEM-кодом (Battery Energy Management — код привязки аккумулятора к системе управления энергией автомобиля), без которого машина не поедет. Также появилось множество громких названий: «Start-Stop», «Start-Stop Plus» и другие — создается впечатление, что только такие аккумуляторы способны работать с новыми системами. Ранее похожий маркетинговый ход был с «необслуживаемыми» батареями, которые на деле требовали обслуживания при выкипании воды в жару.
Главная особенность AGM — использование стекловолоконных матов (пористых сепараторов, впитывающих электролит) между пластинами. Электролит удерживается в них в связанном состоянии, что делает батарею герметичной, устойчивой к вибрациям и предотвращает осыпание активной массы. Химические процессы в AGM такие же, как в обычных свинцово-кислотных аккумуляторах (Pb-H₂SO₄ система), но компоновка и физические свойства отличаются.
Внутреннее сопротивление (сопротивление току внутри аккумулятора) у AGM на 15–30 % ниже, чем у обычных батарей. Это обеспечивает:
Рекомбинация (обратное соединение газов в воду) — ключевая особенность AGM. Они относятся к типу VRLA (Valve Regulated Lead Acid — герметичные свинцово-кислотные аккумуляторы с клапанным регулированием). При зарядке кислород, выделяющийся на положительных пластинах, не выходит наружу, а рекомбинируется с водородом внутри корпуса, превращаясь обратно в воду. Это исключает утечки электролита, коррозию клемм и необходимость обслуживания, а также позволяет безопасно устанавливать батареи в салоне или багажнике.
AGM плохо переносит перезаряд. Оптимальное напряжение зарядки — 14,4–14,8 В. При превышении 15 В начинается активный газообмен и деградация стекломатов. AGM быстрее принимает зарядный ток из-за низкого внутреннего сопротивления, поэтому генератор или зарядное устройство должны точно регулировать параметры. Старые реле-регуляторы, не рассчитанные на AGM, часто становятся причиной перегрева и преждевременного выхода батареи из строя.
Глубина разряда (степень использования ёмкости) у AGM может достигать 50–80 %. Такие батареи выдерживают 400–500 циклов в обычных условиях, а усиленные версии (AGM Start-Stop и гибриды с EFB — Enhanced Flooded Battery) — до 800–1000 циклов. Для сравнения: обычные жидкостные аккумуляторы начинают деградировать после 150–200 глубоких разрядов.
AGM предотвращает стратификацию (расслоение электролита по плотности из-за холода), что характерно для классических батарей. Они сохраняют равномерность состава электролита и высокий пусковой ток даже при −25 °C. Обычные аккумуляторы в таких условиях теряют до 30 % отдачи, гелевые — до 40 %.
При глубоком разряде в стекломатах AGM остается почти одна вода: серная кислота (H₂SO₄) частично «уходит» из активных зон. Сопротивление в разных участках становится неравномерным. Если в таком состоянии прикурить от другого автомобиля, зарядный ток распределится неравномерно, и часть матов начнет локально перегреваться. Это может вызвать электролиз (разложение воды на водород и кислород), образование гремучей смеси и запуск терморазгона (самоусиливающегося процесса нагрева). Корпус батареи размягчается, разбухает, выделяются пары, повышается риск возгорания. Поврежденную AGM после этого восстановить практически невозможно — её приходится заменять.
Терморазгон (тепловой разгон) — явление, при котором повышение температуры электролита снижает внутреннее сопротивление, увеличивает ток зарядки и запускает самоускоряющийся процесс нагрева. AGM особенно подвержены терморазгону из-за малого количества электролита и слабой диффузии (перемешивания) внутри стекломатов. Один из первых признаков — одновременное снижение напряжения и рост тока во время зарядки. Локальный нагрев одной банки AGM говорит о серьёзной внутренней неисправности.
Зарядка сильно разряженного AGM может занять несколько дней — это нормальный процесс, который нельзя форсировать.
Для зарядки таких АКБ может подойти такое устройство зарядное BOSCH C30 6-12V 3,8A (автомат 4 варианта режима зарядки, EFB,AGM,GEL)
AGM не рекомендуется устанавливать в моторном отсеке: летом температура там может достигать 100 °C, что ускоряет деградацию. При этом по виброустойчивости, безопасности и стабильности AGM превосходит обычные аккумуляторы. Крупные производители, например VARTA, выпускают свои самые долговечные модели (8–10 лет службы) только в AGM-исполнении. Такие батареи тяжелее жидкостных аналогов из-за более плотных пластин и улучшенных материалов.
| Параметр | Обычный | AGM |
|---|---|---|
| Внутреннее сопротивление | Среднее | Низкое |
| Газообмен | Открытый | Рекомбинация |
| Зарядное напряжение | 13,8–14,4 В | 14,4–14,8 В (строго) |
| Глубина разряда | 30–50 % | 50–80 % |
| Циклы глубокого разряда | 150–200 | 400–1000 |
| Работа на морозе | Средне | Стабильно |
| Обслуживание | Иногда требуется | Не требуется, но чувствителен к перегреву |
| Особенности установки | В моторном отсеке | В моторном отсеке | в салоне |
AGM — это не просто модный аналог, а инженерно более совершенная версия свинцово-кислотных аккумуляторов. Они обеспечивают мощный пусковой ток, устойчивость к глубоким разрядам, не требуют обслуживания и служат дольше — при условии правильной эксплуатации. AGM чувствительны к режимам зарядки, перегреву и длительным глубоким разрядам. При грамотном обращении это надежный, хоть и более дорогой выбор, особенно для автомобилей с системой Start-Stop и высоким энергопотреблением.
