Моя

КОРЗИНА

Каталог Товаров

AGM-аккумуляторы — гениальное решение или дорогая ошибка?

AGM-технология: маркетинг, реальность и техника

Еще относительно недавно автомобили продавали инженеры. Но с ростом конкуренции на рынке за дело всерьез взялись маркетологи. Они не обошли стороной и аккумуляторы. Современные автомобили премиум-класса часто оснащаются дорогими AGM-батареями (Absorbent Glass Mat — аккумуляторы с абсорбирующими стекломатами) с BEM-кодом (Battery Energy Management — код привязки аккумулятора к системе управления энергией автомобиля), без которого машина не поедет. Также появилось множество громких названий: «Start-Stop», «Start-Stop Plus» и другие — создается впечатление, что только такие аккумуляторы способны работать с новыми системами. Ранее похожий маркетинговый ход был с «необслуживаемыми» батареями, которые на деле требовали обслуживания при выкипании воды в жару.

Конструкция AGM

Главная особенность AGM — использование стекловолоконных матов (пористых сепараторов, впитывающих электролит) между пластинами. Электролит удерживается в них в связанном состоянии, что делает батарею герметичной, устойчивой к вибрациям и предотвращает осыпание активной массы. Химические процессы в AGM такие же, как в обычных свинцово-кислотных аккумуляторах (Pb-H₂SO₄ система), но компоновка и физические свойства отличаются.

Внутреннее сопротивление и отдача тока

Внутреннее сопротивление (сопротивление току внутри аккумулятора) у AGM на 15–30 % ниже, чем у обычных батарей. Это обеспечивает:

  • - более высокий пусковой ток (ток, необходимый для запуска двигателя);
  • - стабильное напряжение даже при частичном разряде;
  • - меньшие потери при зарядке.

Газообмен и рекомбинация

Рекомбинация (обратное соединение газов в воду) — ключевая особенность AGM. Они относятся к типу VRLA (Valve Regulated Lead Acid — герметичные свинцово-кислотные аккумуляторы с клапанным регулированием). При зарядке кислород, выделяющийся на положительных пластинах, не выходит наружу, а рекомбинируется с водородом внутри корпуса, превращаясь обратно в воду. Это исключает утечки электролита, коррозию клемм и необходимость обслуживания, а также позволяет безопасно устанавливать батареи в салоне или багажнике.

Чувствительность к зарядным режимам

AGM плохо переносит перезаряд. Оптимальное напряжение зарядки — 14,4–14,8 В. При превышении 15 В начинается активный газообмен и деградация стекломатов. AGM быстрее принимает зарядный ток из-за низкого внутреннего сопротивления, поэтому генератор или зарядное устройство должны точно регулировать параметры. Старые реле-регуляторы, не рассчитанные на AGM, часто становятся причиной перегрева и преждевременного выхода батареи из строя.

Глубина разряда и ресурс

Глубина разряда (степень использования ёмкости) у AGM может достигать 50–80 %. Такие батареи выдерживают 400–500 циклов в обычных условиях, а усиленные версии (AGM Start-Stop и гибриды с EFB — Enhanced Flooded Battery) — до 800–1000 циклов. Для сравнения: обычные жидкостные аккумуляторы начинают деградировать после 150–200 глубоких разрядов.

Работа при низких температурах

AGM предотвращает стратификацию (расслоение электролита по плотности из-за холода), что характерно для классических батарей. Они сохраняют равномерность состава электролита и высокий пусковой ток даже при −25 °C. Обычные аккумуляторы в таких условиях теряют до 30 % отдачи, гелевые — до 40 %.

Опасность прикуривания AGM

При глубоком разряде в стекломатах AGM остается почти одна вода: серная кислота (H₂SO₄) частично «уходит» из активных зон. Сопротивление в разных участках становится неравномерным. Если в таком состоянии прикурить от другого автомобиля, зарядный ток распределится неравномерно, и часть матов начнет локально перегреваться. Это может вызвать электролиз (разложение воды на водород и кислород), образование гремучей смеси и запуск терморазгона (самоусиливающегося процесса нагрева). Корпус батареи размягчается, разбухает, выделяются пары, повышается риск возгорания. Поврежденную AGM после этого восстановить практически невозможно — её приходится заменять.

Терморазгон

Терморазгон (тепловой разгон) — явление, при котором повышение температуры электролита снижает внутреннее сопротивление, увеличивает ток зарядки и запускает самоускоряющийся процесс нагрева. AGM особенно подвержены терморазгону из-за малого количества электролита и слабой диффузии (перемешивания) внутри стекломатов. Один из первых признаков — одновременное снижение напряжения и рост тока во время зарядки. Локальный нагрев одной банки AGM говорит о серьёзной внутренней неисправности.

Правильная зарядка AGM

  • - Проверить состояние стекломатов перед зарядкой и при необходимости долить дистиллированную воду.
  • - Держать напряжение не выше 14,4 В и ограничивать ток 1/10 от ёмкости батареи.
  • - Контролировать температуру корпуса и при первых признаках нагрева останавливать зарядку.
  • - Давать время на диффузию электролита (перемешивание внутри матов).

Зарядка сильно разряженного AGM может занять несколько дней — это нормальный процесс, который нельзя форсировать.
Для зарядки таких АКБ может подойти такое устройство зарядное BOSCH C30 6-12V 3,8A (автомат 4 варианта режима зарядки, EFB,AGM,GEL)

Практические ограничения и эксплуатация

AGM не рекомендуется устанавливать в моторном отсеке: летом температура там может достигать 100 °C, что ускоряет деградацию. При этом по виброустойчивости, безопасности и стабильности AGM превосходит обычные аккумуляторы. Крупные производители, например VARTA, выпускают свои самые долговечные модели (8–10 лет службы) только в AGM-исполнении. Такие батареи тяжелее жидкостных аналогов из-за более плотных пластин и улучшенных материалов.

Техническое сравнение AGM и обычных аккумуляторов

Параметр Обычный AGM
Внутреннее сопротивление Среднее Низкое
Газообмен Открытый Рекомбинация
Зарядное напряжение 13,8–14,4 В 14,4–14,8 В (строго)
Глубина разряда 30–50 % 50–80 %
Циклы глубокого разряда 150–200 400–1000
Работа на морозе Средне Стабильно
Обслуживание Иногда требуется Не требуется, но чувствителен к перегреву
Особенности установки В моторном отсеке В моторном отсеке | в салоне


Давайте подведем итог

AGM — это не просто модный аналог, а инженерно более совершенная версия свинцово-кислотных аккумуляторов. Они обеспечивают мощный пусковой ток, устойчивость к глубоким разрядам, не требуют обслуживания и служат дольше — при условии правильной эксплуатации. AGM чувствительны к режимам зарядки, перегреву и длительным глубоким разрядам. При грамотном обращении это надежный, хоть и более дорогой выбор, особенно для автомобилей с системой Start-Stop и высоким энергопотреблением.

Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии, чтобы помочь Вам в навигации, а также для предоставления лучшего пользовательского опыта и анализа использования наших продуктов и услуг. Правовая информация.
Я согласен